К 200-летию со дня завершения экспедиции Ф.П. Литке на бриге «Новая Земля».

«Мы сделали все, что было в наших силах, для доставления успеха нашему делу, но противу физических препятствий усилия человеческие весьма часто ничего не значат».

В сентябре 1819 г. лейтенант Ф.П. Литке вернулся в С.-Петербург из кругосветной экспедиции на шлюпе «Камчатка». За время трехлетнего плавания под командованием капитана 2-го ранга В.М. Головнина он приобрел опыт и знания, показал преданность науке, превратился в настоящего профессионального офицера. Суровая военно-морская школа Головнина воспитала в Литке качества, необходимые для участия в исследовательских проектах, организацией которых активно занималось морское ведомство в течение первой трети ХIХ в.

Одним из таких направлений явилась экспедиция по изучению крупнейшего арктического архипелага Новая Земля, отделяющего Баренцево море от Карского. Изображения его на картах пестрели неточностями и белыми пятнами. В 1819 г. Адмиралтейский департамент направил к Новой Земле экспедицию под командованием лейтенанта А.П. Лазарева на старом английском судне «Кетти», получившем название «Новая Земля». Амбициозная задача описать в одно лето всю Новую Земля и о. Вайгач осталась невыполненной. Объем этих поручений показал, насколько туманными были представления о плаваниях в сложных ледовых условиях, организации гидрографических работ, требованиях к кораблю и его экипажу. Результаты проделанной А.П. Лазаревым работы были ничтожны и иногда глубоко ошибочны.

По заказу морского ведомства, крайне заинтересованного в продолжении исследовательских работ, в Архангельске был заложен и уже в июне 1820 г. спущен на воду бриг, получивший название «Новая Земля», взамен вернувшего свое старое название английского судна. Новый двухмачтовый 16-пушечный бриг, рассчитанный специально для плавания в северных водах, имел сплошной набор, все щели в его обшивке были тщательно проконопачены, подводная часть обшита медью, на случай зимовки имелась огромная парусная крыша, служившая защитой палубы от снега. По рекомендации В.М. Головнина командиром судна и начальником новой экспедиции был назначен 25-летний лейтенант Архангельского флотского экипажа Ф.П. Литке. В состав экипажа судна вошли лейтенант М. Лавров, мичман Н. Чижов, штурман И. Федоров, штаб-лекарь И. Тихомиров, нижние чины – всего 43 человека. Решено было в новую экспедицию живописца не брать, а предложить эту работу штурману, искусному в рисовании. 

Готовясь к экспедиции, Литке основательно изучил все предыдущие плавания и картографию северного архипелага, отмечая, что со времени голландского мореплавателя Виллема Баренца, достигшего еще в конце XVI в. крайнего северного мыса Желания, она оставалась достаточно примитивной. Обширный материал был собран русской экспедицией штурмана Ф. Розмыслова в 1768–1769 гг. Ему же первому удалось пройти проливом Маточкин Шар и нанести его на карту. Однако представления о Новой Земле, и особенно об ее восточном побережье, по-прежнему оставались достаточно смутными. Тяжелые климатические условия, короткая летняя навигация делали исследование Новой Земли и в ХIХ в. задачей трудновыполнимой.

Инструкция Адмиралтейского департамента на первый этап плавания включала ряд общих положений: визуальный осмотр берегов Новой Земли, установление величины острова и географического положения главных его мысов, длины пролива Маточкин Шар. Эта же инструкция требовала проводить исследования только в течение летней навигации и на зимовку непременно возвращаться в Архангельск. 14 июля 1821 г. бриг прошел бар Северной Двины, через пять дней вошел в Северный Ледовитый океан и стал продвигаться к Новой Земле. Однако льды не позволили найти вход в пролив. Ранние осенние морозы и страх оказаться в ледовом плену заставили Литке повернуть назад. 11 сентября судно вернулось в Архангельск и встало на зимовку.

Подводя итоги первого плавания, Ф.П. Литке направил морскому министру адмиралу маркизу И.И. де Траверсе донесение, карты, шканечный журнал, таблицы астрономических наблюдений. Представленные материалы отчасти объясняли причины невыполнения данной ему инструкции. В тоже время Литке считал, что это плавание имело и положительный результат, так как позволило ознакомиться с условиями арктического мореплавания, убедиться в хороших мореходных качествах корабля. Адмиралтейский департамент отчет утвердил и принял решение продолжить работу экспедиции в 1822 г., дополнив его предписанием описать Мурманский берег от м. Святой Нос до р. Колы.

Погода летом 1822 г. как никогда благоприятствовала плаванию. Путешественники осмотрели острова Нокуев, Большой и Малый Олений, Кильдин, Семь островов. Отыскав вход в устье пролива Маточкин Шар, Литке далее продвигался к северу до тех пор, пока льды не встали перед судном сплошной стеной. О мечте проникнуть в Карское море пришлось забыть. Спасаясь от ледового плена, Литке повернул корабль к югу. После непродолжительной стоянки в устье Маточкина Шара он продолжил плавание вдоль западных берегов Южного острова Новой Земли и 6 сентября вернулся в Архангельск.

Успех второй экспедиции обеспечил ее продолжение в 1823 г. Покинув Архангельск, Ф.П. Литке вновь занимался описью берегов, лежащих к западу от Кольского залива, затем в третий раз подошел к берегам Новой Земли и стал продвигаться к северу, но достигнуть мыса Желания, как и прежде, не удалось из-за тяжелых льдов. Впоследствии он писал: «Нас окружали со всех сторон мелькавшие сквозь мрак, подобно призракам, ледяные исполины. Мертвая тишина прерываема была только плеском волн о льды, отдаленным грохотом разрушавшихся льдин и изредка глухим воем моржей. Все вместе составляло нечто унылое и ужасное». Литке повернул на юг, вошел в пролив Маточкин Шар и со шлюпок произвел опись на всем его протяжении. Однако выход в Карское море закрывали сплошные льды. Литке пришлось опять идти к югу и завершить опись всего западного берега. Это плавание было омрачено неприятным происшествием. Наскочив на подводные камни, судно получило серьезные повреждения и 12 сентября с трудом смогло добраться до Архангельска. Несмотря на это, итоги третьего года были признаны значительными.

В 1824 г. морское ведомство решило развернуть исследования на Севере в более широком масштабе. Экспедиции были приданы два новых отряда для описи р. Печоры и промеров глубин в Белом море. Самому Литке предписывалось выйти из Маточкина Шара в Карское море и следовать вдоль восточного побережья Новой Земли к северу вплоть до ее оконечности. Однако в навигацию 1824 г. ледовые условия оказались более тяжелыми, чем в предыдущие плавания. Пройти к северу не позволили льды, работы у о. Вайгач также оказались не слишком удачными, восточное устье пролива Карские Ворота было забито льдом, в связи с чем попытка проникнуть в Карское море не имела успеха. Восточный берег Новой Земли остался неописанным.

Полное описание восточной части Новой Земли позднее составил бывший участник экспедиции Литке штурман П.К. Пахтусов. В северо-восточной части Белого моря успешно работала экспедиция лейтенанта М.Ф. Рейнеке. В декабре 1824 г. Литке вернулся в С.-Петербург, чтобы подвести итоги четырех плаваний: ему удалось исследовать и достоверно нанести на карту значительную часть западных берегов Новой Земли, описать пролив Маточкин Шар, острова Вайгач и Колгуев, провести метеорологические, геомагнитные и астрономические исследования Северного Ледовитого океана. В ходе плаваний было составлено 18 генеральных и путевых карт, которыми долгие годы пользовались мореплаватели, а течение, идущее вдоль западного берега Новой Земли, впоследствии получило имя Литке. Морское ведомство высоко оценило результаты его плаваний. Академик астрономии Ф.И. Шуберт писал: «прилежание и точность, с коими господин Литке наблюдения свои производил и вычислял, достойны всякой похвалы и ему великую честь приносят».

Через два года после окончания экспедиции, в 1826 г., Литке закончил книгу-отчет «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на бриге “Новая Земля” в 1821–1824 годах», изданную в 1828 г. Перевод на немецкий язык вышел в Берлине в 1835 г. Сразу после окончания работы над книгой Ф.П. Литке был назначен командиром военного шлюпа «Сенявин» и отправился в новое кругосветное плавание, отмеченное рядом научных открытий. 

В фондах Российского государственного архива Военно-Морского Флота хранятся многочисленные документы о плавании Ф.П. Литке к Новой Земле: рапорты, отчеты, донесения в Адмиралтейский департамент, вахтенные журналы брига «Новая Земля» и таблицы с результатами опытов и исследований, письма И.Ф. Крузенштерна и В.М. Головнина, послужной список Ф.П. Литке.

 

Спиридонова Л.И., главный специалист отдела информационного обеспечения и выставочной деятельности РГАВМФ, заслуженный работник культуры